index
inoe.da.ru,
ognennoe.ru —

Alexandr Golenkov's site
Иное: христианство, богословие, православие, философия, мировоззрение…
Alternative Theology, Philosophy, Russian Orthodox Christianity,
new world outlook systems…

English
введение в Философию формы
(у неё много вариантов введения)

Философия формы
как
"ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ"
ФИЛОСОФИИ
 
 
 


Под "Чёрным квадратом" имею в виду скандальную в своё время картину Малевича. С некоторой поры я начал осознавать, что Философия формы – ТО ЖЕ. И, главным образом, это родство прослеживается через её главный термин: "о~ПРЕДЕЛение" [именно слово "о~ПРЕДЕЛение" в такой орфографии], который по сути является ТЕРМИНОМ ТЕРМИНОВ (собственно, "Чёрный квадрат") (т.е., "термин в квадрате"). Это действительно так, ибо слово "TERMIN" по-латыни означает всё то же: ПРЕДЕЛ; выходит, TERMINo'логия – в самом своём принципе ОПРЕДЕЛЕНИЕ.., а "о~ПРЕДЕЛение" (как термин уже Философии формы) – за пределами TERMINoлогии (хотя и её главный термин).
      —   Тем более, разумеется, так в СМЫСЛОВОМ отношении
                    (чтО термин всего лишь показывает):
Вопрос
вопросов
+
Термин
терминов
=
Квадрат (чёрный квадрат) Философии формы:
------>>
Философская эта система тотальна, ибо говорит ОБО ВСЁМ, и не оставляет помимо того ВООБЩЕ НИЧЕГО ("…всеобъемлющая мировоззренческая система"), ибо ставит вопрос О ПРЕДЕЛАХ. Пределы же – разделяют решительно всё на не более чем три такие понятия:
    • 1.) Сами пределы
      (что само по себе разумеется);
    • 2.) Ими о~ПРЕДЕЛённое
      (всевозожные формы, грани, очертания…);
    • 3.) За~ПРЕДЕЛьное.
При этом понятно, что без какой-либо формы отношения и к За~ПРЕДЕЛьному (иногда называемой "религиозной" или "мистической") нельзя никак видеть (осознавать, понимать) и САМИ пределы, поскольку они, в свою очередь … о~ПРЕДЕЛяемы тоже с двух этих сторон. Но … поскольку вообще без пределов никак невозможна и форма --
        • ибо форма и есть ими, собственно, о~ПРЕДЕЛённое;
        • без формы же – невозможно ВООБЩЕ НИЧЕГО..;
          (без Пределов – один безпредел!)
— то вот, человек, утерявший связи с Запредельным (или даже КАКОЕ-ЛИБО ОТНОШЕНИЕ к нему) (кстати, слово "religio" иногда переводят как "связь"), начинает о~ПРЕДЕЛяться внутри уже мира (хотя и "религия" всего чаще есть форма о~ПРЕДЕЛения внутри уже мира); иными словами:
Когда миром отвергнуты (или по какой-то причине утеряны) внешние (абсолютные) его пределы.., то мир погружается в свои внутренние, относительные, междуусобные (и даже прямо … хищничьи!) о~ПРЕДЕЛения.
В этом-то – и есть причина всех разделений и распрей вокруг (ибо в мире так о~ПРЕДЕЛяются); можно даже сказать, с этой целью – в мире и делается всё то, что ни делается
      – Разумеется же, указание на такую основу всего (что ни делается), не может никак не служить крайне трепетной точкой опоры, позволяющей в весьма необыденном свете представить те сферы, которые у людей обычно рассматривают разные виды деятельности, всего прежде такие как:
    • психология и (гео)политика – в плане о~ПРЕДЕЛения земного;
    • религия и мифология (идео~логия) – в плане о~ПРЕДЕЛения небесного.
(Ибо так, по Философии формы, и совершается о~ПРЕДЕЛение Земли и Неба.)
Но об этом говорится изрядно и в прочих версиях Философии формы; здесь же – её я хочу показать именно как "Чёрный квадрат" (философии); а это и выражается тем, насколько ребром она ставит свой Главный вопрос, Вопрос вопросов, что – наряду с её "Термином терминов" – и есть как-бы … "Квадратный" вопрос, т.е., вопрос "в квадрате" (как и там – "термин в квадрате"); что и образует воистину уже Квадрат Философии формы:
— Либо о~ПРЕДЕЛение над~мировым Абсолютом;
— Либо же междуусобные о~ПРЕДЕЛения внутри мира сего, которые, в таком случае:
      • относительны;
      • междуусобны;
      • хищничьи (кровавы, зубасты…);
      • и т.д. (можно долго продолжать…)
…В своё время бытовало у нас выражение "Главный вопрос философии", и поставившие его, в свою выгоду, материалисты, лукавой самой постановкой его, думали тем себя как-то особо возвысить над так называемыми "идеалистами". Но, по Философии формы, и те и другие не так далеко друг от друга ушли, ибо, ИСХОДЯ ИЗ ГОРДЫНИ (и это – очень важно) (ибо – ЧТО ЖЕ, из гордыни, ещё можно сделать?!..), и вы~городили свою одну сторону, о~ПРЕДЕЛяя её (и … как-бы "от~ПЕЧАТывая") от противоположной, произведя на свет Божий всё то, что собой представляет – нагляднейший даже пример, как:
  • одно о~ПРЕДЕЛяет другое (задаёт "берега", очертания: ФОРМУ); а
  • те и другие о~ПРЕДЕЛением этим себя вы~гораживают во всё той же саммозамкнутой в области мира сего:
Не было "материалистов", не было бы и "идеалистов"; не было бы тех, не было бы и других; само по себе уже это говорит о том, что понятия эти (даже понятия САМИ ПО СЕБЕ) – отосительны, или же, проще сказать, – самовыгорожены друг относительно друга (друг другом о~ПРЕДЕЛены), тогда как вопрос-то (Философией формы) поставлен об относительном и Абсолютном.

Вот это и вправду есть Главный вопрос и Вопрос всех вопросов (а не что называют люди таковыми в тех самых междуусобных о~ПРЕДЕЛениях своих и страстях).

<<------
Воистину Главный вопрос философии

И этим … Философия формы оставляет в буквальном смысле ЗА ПРЕДЕЛОМ всё то остальное, что "бьётся" (и вьётся) ВНУТРИ уже этих Пределов: все те остальные о~ПРЕДЕЛения, которые просто междуусобны, ибо выходит к ПОСЛЕДНИМ ПРЕДЕЛАМ всего!

И, если смотреть уже с этих Пределов, мир и действительно выглядит "чёрно-бело": либо о~ПРЕДЕЛение последним Пределом, либо же о~ПРЕДЕЛения внутримировыми искусственными пределами;

==============
U N F I N I S H E D
неокончено, ибо живое:
Жизнь моих сочинений напоминает что-то из компутерного software: в отличие от печатной продукции, не знают за-вершённого и со-вершенного состояния, но – постоянно совершенствуются, продолжаются и обновляются; ведь … абсурдом было бы требовать от программиста, чтобы он, запершись в глухой монастырь, создал лет через … 100 "всесовершеннейшую программу", которая бы не требовала никаких доработок и продолжений… Почему же требуют тО от меня? Не лучше ли – в наш компьютерный век просто и наблюдать эти вещи в ЕСТЕСТВЕННОЙ для них "среде обитания"?..


дек.2005:
Чёрный квадрат – ТОРЖЕСТВО КОНТЕКСТА (и … "ПИРШЕСТВО" даже контекста), это когда кон-текст – БОЛЬШЕ текста, и – БЕЗМЕРНО больше даже, так что во ВСЯКОМ ПРОЧЕМ контексте – он и невосприемлем! Кто бы его смог воспринять, например, в контексте живописи Ренессанса (которая – прямо напротив тому, скорей уже "текст без контекста": легко вставляется ВО ВСЯКИЙ контекст, где её ВСЯКИЙ может воспринимать…) (вот говорят, например, что классическую музыку воспринимают даже … помидоры и свиньи: чего ведь НЕ СКАЖЕШЬ о "современном" искусстве даже и по части людей!!!). Он есть – именно результат СВОЕГО времени, НАКРЕПКО вписан в него, и … появись он чуть раньше, он не был бы при-знан и у-знан; чтО же до "более позднего" проявления – так ведь и сейчас многие очень смеются над ним, потешаются (даже среди именитых искусствоведов!), высмеивая тем самым и всё современное, как они говорят, "так называемое" искусство (вот недавно слышал по радио Радонеж передачу, посвящённую этому!).

Невдомёк им вся СИЛА КОНТЕКСТА, делающая "Чёрный квадрат" Малевича произведением поистине гениальным, вот только … не думайте его никак "повторить"! А, кстати, – чтО для этого нужно? "Художественное мастерство"? "Обученность именитыми мастерами изыскам искусства"?! Да нет же; но всё то же самое: ГЕНИАЛЬНОСТЬ! Этимологически, гений – от "джин", т.е., предполагается "одержимость джином", ну это "этимологически"; а вообще же, гений – и есть ПОСРЕДНИК, ПРОРОК (сказать даже можно страшное слово MEDIum, но – как производное от "СРЕДА"), передающий просто состояние среды как своего рода "смЫчка". Поэтому даже … тут мало какой-то особой "заслуги" его; заслуга его – разве только в вот этой ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ, отказе как-либо вообще "увильнуть" от этой Миссии… В конце концов, пророк вОвремя видит … «Поля, которые побелели для жатвы»; НЕ КАК ФАРИСЕЙ!!! Так вот:

Контекстуальное это условие – сложилось ОДИН ТОЛЬКО РАЗ, и больше не будет! И, в этом плане, даже тут мало "заслуги" Малевича; он – просто ПРОРОК СВОЕГО ВРЕМЕНИ, а – ГОРЕ пророку, если он не говорит то, чтО ДОЛЖЕН.

…Тут можно долго уточнять, В КАКОМ СМЫСЛЕ является пророком пророк искусства по сравнению с пророком религиозным.., но это надо уже пересказывать Философию чувства (искусствоведческая система), по мотивам которой и написано это (там, в частности же, "Наслаиваемость контекста от Сотворения мира, так что любое явление в его должном контексте – и ощутимо один только раз") (или, проще сказать, образ "Принцессы на горошине": чему и уподобляет себя Философия чувства, как ЖЕНСКАЯ СТОРОНА <sic!> Философии формы, которая вот уже – не страшится "себя сама определять" как "Чёрный квадрат философии"…), я же – просто хотел написать иллюстрацию к ней по части Чёрного квадрата Малевича (она же, среди всего остального, – искусствоведческая система..; ну вот, значит, её приложение по поводу конкретного произведения искусства…).

P.S. Вот тут ещё чтО я бы мог привести: Паузы в музыке. Сама по себе пауза – это НЕ музыка; тем не менее, В МУЗЫКЕ, паузы иногда выглядят очень красноречиво, и куда более значимей, чем любое сочетание созвучий! "Музыкой" же является пауза – только в силу ЕЁ ОКРУЖАЮЩЕЙ музыки, а не "сама по себе". Это очень тонко прочувствовано в сочинении Лосева «Музыка как предмет логики».




©Copyright:
Клевета и игнор:
вот чем удостоил меня человеческий род
(виноват же в этом - Я, Я, только Я:
система его осуждения всего по себе
работает безотказно!)
,
и после того
особенной гнусностью будет
вырвать какой-то кусок из меня,
и даже ссылки не дать!
(Да, да: вот во чтО
переродилось моё заявление о копирайте,
click here to see

каким "поэтическим" оно было изначально!)

homepage
http://ognennoe.ru/f/f_kvadra.htm

contacts:
inoe&nm.ru
inoe&lenta.ru
golenkov&mail.ru

— Заменив "&" на @ (это против спама)
[To contact me, replace "&" by @, it's defence against spam]
Пишите title письма латинскими буквами так,
чтобы оно легко отличалось от спама!

I answer ALWAYS / Я отвечаю ВСЕГДА;
in case you don't receive answer, try another address

Make your letter easy to tell by its title from spam!
All of my other contacts:
Alexander Golenkov, Russia, 156023, Kostroma, Titova 9-57
tel:(0942)54-45-31, sms: +79109568160
last update: after 10 mart 2007

Рейтинг@Mail.ru